Миры в столкновениях |
Миры в столкновениях, века в хаосе (Михаил Варбург, 1967 г.)
Дано: "...Иошуа воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне.., и сказал перед израильтянами: И не было такого дня ни после, ни прежде, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля" (Иисус Навин 10:1-15). Требуется: дать естественнонаучное объяснение этому библейскому рассказу об остановке Солнца и показать, что такое объяснение совместимо с известными законами природы.
Человечество переживало катаклизмы, которые приводили его на край гибели. Его история прерывалась гигантскими катастрофами, завершавшими один период и начинавшими другой. Менялись календари и даты, хронология и названия.
Естественно, вокруг этой грандиозной по замаху теории до сих пор кипят споры и страсти. Одни с восторгом говорят о гениальном энциклопедисте и революционере, бросившем вызов окостеневшему научному истеблишменту; другие с горечью говорят о зловещей роли этого человека в разжигании ненависти невежественных мракобесов к науке и разуму. Ученые избегают говорить о поразительных совпадениях его предсказаний с открытиями, совершенными десятки лет спустя. Споры не затихают и сегодня, через много лет после его смерти. Между тем написанные им книги продолжают выходить миллионами экземпляров на всех языках мира, а имя их автора остается на устах сотен тысяч людей, увлеченных созданной им грандиозной и поражающей воображение эпопеей "миров в столкновениях, веков в хаосе"... Нет, не напрягайте память - вы не знаете этого человека. Вы никогда не слышали его имени. Вы не читали ни одной из его книг. О нем ничего не писали в России и почти ничего - в Израиле. Я сознательно выделяю именно Россию и Израиль, потому что он принадлежал прежде всего именно этим странам - первой по рождению, второй - по выбору. Его старшие братья остались в России, племянница погибла при обороне Москвы, отец и мать похоронены в Израиле. А дочь и сейчас живет в Израиле. Его разговорными языками до самой смерти оставались русский и иврит. Поэтому простая справедливость требует прежде всего воскресить хотя бы его имя. Познакомьтесь - Иммануил Великовский.
Великовский, Иммануил; родился в 1895 году в Витебске, в богатой еврейской купеческой семье. В начале века отец, Шимон Великовский, переехал в Москву, где скоро выбился в купцы первой гильдии и стал одним из ведущих русских сионистов. Великовский унаследовал от отца деловые способности и сионистские увлечения. Прерванное революцией и гражданской войной образование он завершил в 1921 году, когда семья уже находилась в Палестине. В том же году, оставив в России старших братьев, "выбравших революцию", выехал в Европу, в Берлин, где в течение двух последующих лет занимался изданием международного научного журнала "Скрипта", предназначенного помочь созданию Еврейского университета в Иерусалиме; сумел привлечь к участию в журнале Эйнштейна, Бора, Адамара, Леви-Чивиту, Ландау, Френкеля. С 1923 года - в Палестине: практикующий врач-психоаналитик в Иерусалиме, Хайфе, Тель-Авиве; автор нескольких теоретических работ по психоанализу, опубликованных в европейских научных журналах. С 1939 по 1979 год живет в США (Нью-Йорк, Принстон); обозреватель ближневосточных и израильских проблем в американской печати, университетский лектор; с 1950 года - автор ряда книг, в которых изложена разработанная им оригинальная историко-космическая теория, и многочисленных полемических статей в ее защиту; приобрел всемирную известность после подтверждения ряда высказанных в этих книгах предсказаний новейшими астрономическими исследованиями; подвергся сначала замалчиванию, затем уничтожающей критике со стороны американской и международной научной общественности. Умер в 1979 году в Принстоне. "Блестящий ученый" (свидетельство президента Венского психоаналитического общества доктора Федерна); "человек энциклопедической эрудиции" (отзыв многолетнего знакомого и соседа по Принстону Альберта Эйнштейна); "поразительный по увлекательности литературный талант" (мнение принципиального недруга, крупнейшего американского писателя-фантаста Айзека Азимова); "удивительно приятная личность" (высказывание многолетнего и заклятого врага, крупнейшего американского астронома профессора Харлоу Шепли); "невежественный дилетант" (заключение известного американского астронома и популяризатора Карла Сагана); "сознательный шарлатан" (из письма крупнейшего современного геолога Гарольда Юри).
Биография Великовского - из тех, что ничего не объясняют. Каким образом преуспевающий врач-психоаналитик пришел к занятиям космогонией и древней историей? Что толкнуло профессионального ученого увлечься Библией и поверить каждому ее слову? Как, наконец, он пришел к своей "безумной" идее? Ибо основная идея Великовского, независимо от ее научной состоятельности, несомненно относится к разряду тех, которые Нильс Бор некогда окрестил "безумными" - в высшем смысле этого слова. Не случайно тот же Азимов честно признавал, что Великовский "ближе всех других "еретиков" подошел к тому, чтобы поколебать основы всей нашей науки...". Его личное обаяние признавали даже враги. Его энциклопедические познания в истории, филологии, физике, астрономии нашли отражение в многочисленных книгах и статьях. Широта интересов, простиравшихся от западной музыки и русской поэзии до судеб еврейства и человечества, выдавала в нем подлинного европейского интеллектуала. Он принадлежал к числу счастливо гармоничных и глубоких людей, "необыкновенно приятных". У него был лишь один изъян: он нерушимо верил в правоту своей безумной идеи. Эйнштейн назвал становление новой научной теории "драмой идей". Первый акт этой драмы обычно вершится в безмолвной глубине сознания, где новая идея возникает, зреет и приобретает свою будущую форму. Мы не знаем, как это происходит. И лишь задним числом можем высказать некоторые объясняющие предположения. Известно, что книга Фрейда "Моисей и монотеизм" сыграла в жизни Великовского судьбоносную роль. Усмотрев в ней невольное саморазоблачение Фрейдом своих внутренних подсознательных комплексов, он воспылал желанием написать собственную книгу: "Фрейд и его герои". Она должна была стать литературно-психоаналитическим исследованием личности создателя психоанализа. В Палестине не оказалось нужных материалов, и конечным итогом этого творчески-биографического зигзага было прибытие семьи Великовских в Америку. Самое интересное - что книгу о Фрейде Великовский так и не написал, но детальное знакомство с эпохой Моисея привело его к проблеме Исхода; размышления над проблемой Исхода поставили "загадку лишних столетий"; в поисках ответа на нее он сформулировал гипотезу библейских катастроф; пытаясь найти их естественнонаучное объяснение, он пришел к своей идее космических столкновений.
Говорят, что первым толчком послужило давнее, совершенное с женой еще в 1929 году, путешествие по берегам Мертвого моря. Тогда это был тяжелый многодневный поход по дикой, пустынной местности с антиеврейскими волнениями в Палестине. Геология относит образование Мертвого моря к незапамятным временам раскалывания и подвижки континентов. Но Библия, Библия ничего не упоминала об этом море в самых древнейших своих частях! Даже - самое удивительное - в самом рассказе о гибели Содома и Гоморры... Можно думать, что драма идей в сознании Великовского началась именно с этого противоречия. Оно стало первым звеном в той логической цепочке, вдоль которой несколько лет спустя двинулась его мысль. Второе звено было того же рода. Это была проблема Исхода. Фрейд относил Исход к временам фараона Эхнатона, считая Моисея египтянином, приближенным Эхнатона, который заимствовал у фараона-еретика идею монотеизма и принес ее "усыновленному" племени евреев. Но как датируется Исход в научной литературе?Наука вообще не датирует Исход, ей неизвестны археологические свидетельства пребывания древних евреев в Египте и их ухода оттуда. Египетские источники хранят по этому поводу полное молчание. Исход зафиксирован только в еврейской Библии, а здесь он отнесен ко временам "фараона, который не знал Иосифа". Поскольку Иосифа не знает ни одна хроника египетских фараонов, этим фараоном мог быть кто угодно из тридцати фараонских династий... Это серьезная проблема, поскольку на карту поставлена достоверность Библии как исторического документа. В сущности, с этого пункта начинается отсчет еврейской истории. Без его датировки повисает в воздухе вся ее хронология.Большинство историков, признавая, что у них нет точных доказательств реальности Исхода, все же согласны, что Исход - событие подлинное. Но в отношении датировки царит разнобой размером в несколько столетий! Одна из существующих теорий отождествляет евреев-кочевников, пришедших в Египет во времена Иосифа, с кочевниками-гиксосами (по-египетски "аму"), а Исход евреев - с изгнанием гиксосов, которое произошло в 1580 году до новой эры (датировка здесь - по египетским источникам). Гиксосы правили Египтом 400-500 лет; но и евреи, напоминает эта теория, находились в Египте, согласно Библии, "много поколений". Эту теорию первым предложил египетский жрец Мането, живший в III веке до новой эры и составивший (на греческом языке) перечень всех египетских династий, на который опирается принятая ныне хронология древнеегипетской истории. Запомним это имя. Мането был также одним из первых в истории антисемитом. Он утверждал, что гиксосы, изгнанные из Египта, удалились в Сирию и построили там город Иерусалим. Евреи, потомки гиксосов, беспощадных правителей Египта, - естественные и заклятые исторические враги египтян. Любопытно, что эту версию поддерживал также Иосиф Флавий.
Говоря о "катастрофе, сопровождавшей Исход", Великовский не случайно ссылается именно на катаклизм, породивший Мертвое море. Он видит определенное сходство не только в характере обеих катастроф, но и в их, так сказать, "научном статусе". Геологическая наука относит образование Мертвого моря к доисторическим временам, но Библия об этом море еще не упоминает; стало быть, если права Библия, "катастрофа, породившая Мертвое море", должна была происходить во времена более поздние, исторические, "катастрофу, сопровождавшую Исход", историческая наука не признает вообще, поскольку о ней не упоминается в египетских хрониках; но о ней рассказывает Библия; стало быть, если права Библия, эта катастрофа тоже имела место - и тоже в исторические времена. Великовский принимает сторону Библии - и науки. Трудно предположить, что две разные, но одинаково чудовищные катастрофы случайно пришлись на такой короткий исторический срок. Вероятнее, что это одна и та же катастрофа, точнее - два ее последовательных этапа: на первом произошел Исход, второй сопровождался остановкой Солнца. Теперь мурашки начинают бегать по спине на вполне законных основаниях. Нам предлагают поверить, что Земля остановилась в своем вековечном вращении, а потом раскрутилась снова! Чтобы замедлить или совсем прекратить вращение Земли, требуются факторы космического порядка! А катастрофа таких масштабов должна была сотрясти всю планету, поставить на грань исчезновения все человечество и запечатлеться в памяти буквально всех выживших народов. Где ее следы? Неужели только в Библии? Но дело слишком важное, чтобы полагаться на одно-единственное свидетельство, даже если это Книга Книг.
Великовский шел путем серьезного ученого. Он сознавал, что должен представить фактические доказательства своей гипотезы "библейских катастроф", и хотел их представить. Собственно говоря, эти факты существовали всегда, но никто не рассматривал их под таким углом зрения. Такие же сведения содержатся в священной книге древних персов "Авесте" и в древней энциклопедии китайцев. Смутные предания о глобальных катастрофах, приведших к почти полному исчезновению живого на Земле, найдены у ацтеков, инков и майя. В хрониках Мексиканского царства говорится о том, что человек и жизнь уже существовали до того, как сформировались "нынешние небо и земля". На островах Тихого океана, на Гавайях и в Полинезии, а также в Исландии считают, что Земля пережила "девять времен", и каждый раз над ней было "иное небо". Еврейская религиозная концепция, сформировавшаяся уже после Исхода, утверждает, что прежде чем создать существующий мир Бог семь раз создавал и разрушал небо и землю, пока не сотворил нечто, удовлетворявшее Его. Неизвестно, к каким временам относятся эти упоминания. Однако их настойчивость поразительна. Несомненно, есть какое-то общее зерно, следы коллективной памяти человечества. Великовский принял, что события, описанные всеми этими легендами, происходили и происходили в одно и то же время: это была одна и та же Катастрофа - та, что описана в библейском рассказе об Исходе и "остановке Солнца". Действительно, только объединив все эти рассказы, можно "понять", почему совпадают описания ее подробностей. В книге Иошуа, двумя фразами раньше описания остановившегося Солнца, говорится о чудовищном камнепаде, обрушившемся на хананеян. О таком же "граде камней" упоминают буддистские тексты и мексиканские источники. Мир, погрузившийся в кровавый цвет, описывают легенды древних греков, вавилонян и финская "Калевала". Во многих древних источниках повествуется, что в момент "обрушения неба" горные вершины в разных местах планеты начали одновременно извергать лаву и камни - как гора Синай в Библии. "Расступившемуся морю" библейского рассказа соответствуют предания китайцев, индейцев Перу, лапландцев и древних жителей Юкатана, повествующие о временах, когда моря были "разорваны" и их воды, поднявшиеся на огромную высоту, обрушились на сушу. Все то, что могла произвести обрушившаяся на Землю космическая катастрофа, сопровождавшаяся временной остановкой вращения планеты вокруг своей оси, случилось. Более того, источники сходятся в упоминании даже таких причудливо-невероятных деталей библейского рассказа, как, например, "манна небесная", которой на протяжении сорока лет питались скитавшиеся по пустыне евреи. Маорийцы Новой Зеландии утверждают, что когда "кончается цикл вселенной" и "нет различия между днем и ночью", пищей людям служит "небесная амброзия"; греки описывали амброзию почти в тех же выражениях, что евреи - манну небесную. Итак, все чудеса объясняются одной-единственной, вполне естественнонаучной причиной: Космическая Катастрофа. Сенсационный папирус Папирус с сочинением Ипувера с 1828 года находился в Лейденском музее, неоднократно обсуждался историками и признан ими то ли сборником притч, то ли туманным пророчеством, то ли отрывочной хроникой каких-то действительных происшествий. Великовский принял последнюю из гипотез. И понятно, почему - он нашел в нем аналогии с Книгой Исхода.
Но на лице Великовского появилась озабоченность. До сих пор все шло даже слишком гладко. И вдруг незадача! Если папирус Ипувера действительно говорит об исходе евреев и нашествии гиксосов одновременно (если его "бедствия" - это библейские "казни", а его "азиаты" - гиксосы), значит Исход происходил во времена вторжения, а не изгнания гиксосов. Иными словами, на 500 - 600 лет раньше, чем предполагали самые смелые историки! Но этого мало. Такая древняя датировка немедленно влечет за собой серьезнейшие, в сущности непреодолимые трудности. Между египетской историей, как она описана, например, у Мането, и еврейской, как она описана в Библии, возникает разрыв. Соломон окажется современником царицы Хатшепсут, а не ее отдаленных (на пятьсот-шестьсот лет) потомков, как это до сих пор всеми считалось. А Моисей, возглавивший Исход, окажется - вопреки Фрейду - не современником Эхнатона, недалекого предшественника Хатшепсут, а человеком куда более древней эпохи - вторжения гиксосов. Одно из двух: либо напутал (или - для вящей славы и древности Египта - соврал) Мането в своей хронологии фараонов, либо что-то не так в библейской хронологии. Впрочем, есть еще третья возможность: Великовский неправильно соотнес папирус с библейским рассказом об Исходе. Хотел бы я взглянуть на человека, который сказал бы это в присутствии Великовского! "Так далее" приводит к настоящему парадоксу: то, что считалось происходившим за 600 лет до новой эры, следует, очевидно, отнести ко временам Иисуса Христа. Согласно списку Мането, за 600 лет до новой эры в Египте еще правили фараоны "поздних египетских династий", от Двадцать Пятой примерно до Тридцатой. Но, согласно новой хронологии Великовского, на дворе стояло уже иное тысячелетие, и в Египте уже триста с лишним лет правили преемники Александра Македонского, Птолемеи. Возникает гамлетовская ситуация: для нескольких десятков фараонов из списка Мането стоит вопрос "быть или не быть". По Великовскому, для них просто нет места в истории! Поскольку Александр Македонский завоевал Египет в 332 году до новой эры, а на "египетских часах" Великовского в этот момент тикал мнимый "минус 932 год" (который "на самом деле" был "минус 332"), все, что писал Мането о последующих столетиях египетской истории, было попросту высосанной из пальца выдумкой. В этом месте, однако, наш здравый смысл решительно отказывается следовать за Великовским. Катастрофа, космос - это еще куда ни шло. Тем более что впереди обещано подробное разъяснение. Но - древняя история? Та, что уже произошла? Это уж слишком. И, по чести скажем, - титаничен. Не оценивая, достоверны или фантастичны его гипотезы. Обосновать "гипотезу катастрофы" означает - не больше и не меньше - создать новую теорию астрономической эволюции Земли, а то и всей Солнечной системы. Обосновать "гипотезу лишних столетий" в египетской истории означает - не больше и не меньше - пересмотреть всю историю древнего мира. Если бы Великовский остановился на своих гипотезах, они, возможно, и вошли бы в историю науки - на правах интересного курьеза. Хотя и увлекательного, но увы - фантастического. Но он отважился на невероятную по дерзости затею. Михаил Вартбург Предисловие Эта книга, впервые вышедшая в 1950 году, оставалась без изменений при всех последующих публикациях (1); никаких текстуальных изменений не внесено и в настоящее издание. Сделано это намеренно: мне хотелось сохранить текст в его первозданном виде, чтобы он в своем постоянстве без страха и боязни встречал любые грядущие открытия в тех областях, которые здесь освещаются или затрагиваются. Если бы текст претерпел изменения, читатель нового издания не смог бы вынести суждение, в какой степени содержание книги, еретическое в 1950 году, согласуется с новейшими открытиями.
Годы, прошедшие после публикации Миров в столкновении, стали свидетелями первых грандиозных достижений радиоастрономии, открытий, сделанных во время Международного Геофизического года и на заре космической эры. Картина решительным образом изменилась. На Земле и на других планетах Солнечной системы недавно были обнаружены следы мощных разрывов и разломов: гигантский подводный каньон, почти два раза опоясывающий земной шар, - - примета глобального разлома; слой пепла неземного происхождения, покрывающий дно всех океанов; получены палеомагнитные данные, говорящие о том, что магнитные полюса Земли неоднократно и внезапно менялись местами, в связи с этим высказываются предположения, что вместе с ними менялся и наклон земной оси; выделение газов некоторыми кратерами Луны, которая считалась телом, остывшим до самой сердцевины; чрезвычайно высокая температура Венеры. Далее, с открытием радиоизлучения Юпитера, магнитосферы Земли, солнечной плазмы, чистого заряда Солнца и магнитного поля, пронизывающего межпланетное пространство, получено решающее доказательство того, что Солнечная система и Вселенная в целом не свободны от электромагнетизма, и это обстоятельство стало важной вехой в понимании природы Вселенной и сил, ею управляющих. Содержащаяся в предисловии к изданию 1950 года характеристика этой работы как еретической в том мире, где имена Ньютона и Дарвина суть высшие авторитеты, сегодня не должна вызывать столь резкого неприятия даже со стороны наиболее консервативных представителей науки, если, конечно, подобная реакция не является защитным механизмом, используемым для прикрытия своей несостоятельности. "Что в глазах ученого обеспечивает подлинный успех выдвигаемой им теории? Ответ в значительной мере кроется в словах - универсальность, изящество, проверяемость и предсказуемость (2). Что касается универсальности, тут вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения. А изящество, пожалуй, проявилось в выборе момента: в 1960 году, когда были написаны эти слова, десять лет спустя после публикации моей книги и той волны неприятия, которую она подняла, очень важные сведения были пере- даны на Землю космическим аппаратом Пионер V. Хотелось бы только кое-что добавить относительно проверяемости и предсказуемости, этих двух решающих испытаний -- решающих для книги. Еще только приступая к работе, я пришел к пониманию того, что Венера сравнительно недавно вошла в семью планет, что этому предшествовала короткая и бурная история, а потому Венера должна быть все еще очень горячей, "теплообильной"; далее, я пришел к выводу, что ее должен окружать густой покров из углеводородных (нефтяных) газов и пыли. Эти утверждения находились в разительном противоречии с тем, что было известно в 1946 году, когда я завершил работу над рукописью, как, впрочем, и в 1950 году, когда книга вышла из печати. Чтобы обратить внимание на исключительную важность этих утверждений, я их вынес в особые разделы "Газы на Венере" и "Температурный режим Венеры" в конце книги. Окажись я прав, вся цепь дедуктивных умозаключений, - среди которых опознание космического тела, виновного в описанных геологических катастрофах, лишь заключительный аккорд, -- вся эта цепь умозаключений сразу обрела бы поддержку. А поскольку те решающие посылки находились в вопиющем противоречии с общепринятыми взглядами, то в случае их подтверждения это невозможно было бы расценить просто как случайную догадку. Вплоть до 1959 года было принято считать, что температура на поверхности Венеры не должна превышать 17 градусов по Цельсию, иначе говоря, всего на три градуса выше среднегодовой температуры Земли. А в 1961 году пришедшие с Венеры радиосигналы известили нас о том, что температура на поверхности Венеры достигает 315 градусов по Цельсию, или 600 градусов по Фаренгейту. Доктор Ф.Д.Дрейк из Национальной радиоастрономической обсерватории, получив эти данные, писал: "Мы ожидали лишь немногим большую температуру по сравнению с земной, так что это открытие стало "сюрпризом"... в той области, где сюрпризы ожидались менее всего". Удовлетворительного объяснения столь высокой температуре в рамках общепринятых теорий сразу не на шлось. Ее невозможно было объяснить парниковым эффектом, как и радиоактивным распадом на протяжении миллиардов лет. Маринер II, космический аппарат, прошедший мимо Венеры в декабре 1962 года, имел на борту прибор, позволивший проверить, действительно ли температура там достигает 600 градусов. Все подтвердилось: температура очень высокая, около 800 градусов по Фаренгейту. Прибор также показал, что ночная сторона Венеры более горячая, чем ее дневная сторона, и что свет не способен пробиться сквозь толщу облачного покрова. Под ним должно быть уныло и сумрачно, говорится в отчете Лаборатории реактивных двигателей о полете Маринера, при таких условиях у парникового эффекта совсем мало шансов проявить себя. Другое решающее испытание было связано с газовой оболочкой планеты. В 1946 году, за четыре года до первого издания книги, я обратился к профессору Р. Вильдту из Йельского университета и к покойному профессору У.С. Адамсу из обсерватории Маунт-Вилсон и Маунт-Пало-мар, общепризнанным авторитетам в области планетарных атмосфер, с просьбой и вопросом о наличии газов углеводорода и пыли в окружающей Венеру оболочке, что должно было бы стать решающим испытанием космологических концепций, основанных на исторических данных. 13 сентября 1946 года Вильдт написал мне: "Поглощающий спектр атмосферы Венеры не позволяет говорить о газообразном углеводороде". Также и Адаме писал (9 сентября 1946 г.): "Присутствие газов углеводорода в атмосфере Венеры ничем не подтверждается". Я же, будучи твердо уверен в правильности сделанных мною выводов в отношении всех эпизодов происшедшей некогда глобальной катастрофы, как и в том, что верно определил ее виновника, решился - - вопреки мнению, признанных экспертов -- заявить в печати: "На основании данного исследования, я делаю вывод, что Венера должна обладать большими запасами нефтяных газов". 26 февраля 1963 года доктор Хоумер Ныоэлл из НАСА, сообщая о полученных аппаратом Маринер данных объявил, что, по мнению ответственных за эту часть программы специалистов, Венеру окружает оболочка из газообразного углерода и пыли толщиной в 15 миль, сама же оболочка зависает в 45 милях от поверхности планеты. Во время полета космического аппарата Маринер два выдающихся американских ученых, профессор физики Принстонского университета В. Баргман и профессор астрономии Колумбийского университета Ллойд Мотц, направили в редакцию журнала Science (21 декабря 1962 г.) письмо, в котором подтвердили предсказанную мной чрезвычайно высокую температуру на Венере, радиоизлучения Юпитера и наличие окружающей Землю магнитосферы. Моя статья "Некоторые дополнительные примеры прогнозирования" была напечатана в журнале American behavioral Scientist (сентябрь 1963), и в ней рассматривались различные тесты и подтверждения, приводились дополнительные доказательства. В том же номере, вышедшем при участии группы выдающихся ученых и общественных деятелей, изложена история того, как была принята, точнее, отвергнута эта книга, и какие предпринимались попытки, чтобы ее запретить, что и было успешно осуществлено, пока рукопись книги находилась у первого издателя. Его попросту вынудили от нее отказаться, - - отказаться от бестселлера № 1 в общенациональном списке книжных новинок - под угрозой бойкота печатной продукции этого издателя (учебников и учебных пособий), о чем было открыто заявлено объединившимися для этой цели различными академическими советами в масштабе всей страны. Предпринимались попытки приуменьшить ценность решающих тестов, которые были заявлены ранее и впоследствии получили подтверждение. Так, в декабрьском имени науки физики, попросту не выдерживает критики, а придумать новые невозможно. Достойная сожалений тактика определенных академических кругов настроила против них молодое поколение, ибо история и физика ежегодно получают все новые свидетельства, на основании которых мною и были сделаны выводы, и это не могло остаться незамеченным. То, что казалось невероятным и еретическим в 1950 году, настоятельно стучится в науку, совсем недавно претендовавшую на завершенность и непогрешимость. Накануне выхода из печати Миров в столкновении философ X. Батерфильд писал ("Происхождение современной науки", 1949): "Величайший парадокс научной революции состоит в том, что истины, которые мы преспокойно вколачиваем в головы школьников... идеи, поражающие простотой и очевидностью восприятия окружающего нас мира, не столь давно принимались в штыки светлейшими умами своего времени". Иммануил Великовский, 1967 г. |
« Пред. |
---|